Крестьянская война в Германии (1524-1526)

Крестьянская война в Германии – одно из интереснейших явлений новой истории. Она как бы знаменует попытку, хотя и неудачную, общества и отдельного человека избавиться от средневекового давления церкви и государственного аппарата.

Причины

У народных движений XVI века была своя глубокая подоплёка, носившая политический и религиозный характер. Им способствовали:

  • политическая раздробленность Германии. До начала XVI века власти предпринимали попытки создать единое сильное государство, но политика слабого Максимилиана I вовсе не способствовала сплочению нации. А правивший в 1519-1556 годах Карл V и был убеждённым романистом и католиком, мало думавшим о Германии, как о великом государстве;
  • нравственное падение римско-католической церкви, терявшей свой авторитет;
  • давняя оппозиция германцев по отношению к Италии: со времён Средневековья императорские династии пытались бороться с папской властью

Однако низшее дворянство и крестьянство придавали намечающемуся конфликту социально-экономическую окраску. Несмотря на то, что Германия на рубеже XV-XVI веков процветала и богатела, положение низших слоёв только ухудшалось, постепенно насаждалось крепостное право. Германский крестьянин:

  • был обязан нести повинности в пользу своего господина – сеять и пахать, рыть канавы, строить дороги, выполнять хозяйственные поручения;
  • не мог рассчитывать на справедливый королевский суд;
  • полностью зависел от господина, который мог подвергать его истязаниям, продать или убить;
  • был вынужден отдавать огромную часть своего урожая и своей скотины хозяину, даже после кончины крестьянина его родственники уплачивали сеньору Todfall (посмертный налог);
  • подчинялся унизительному «праву первой ночи».

Римская католическая церковь – крупнейший феодал того времени, разумеется, была заинтересована в дальнейшем закрепощении крестьянства. Не раз Папа участвовал в подавлении крестьянских бунтов. Например, в XIII веке Григорий IX организовал крестовый поход против восставших штедингерцев как против еретиков.

Германские проповедники

В 1517 году Мартин Лютер прибивает к воротам Виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. Хотя Лютер происходил из простой крестьянской семьи, был не намного учёнее среднего монаха той эпохи и ничего не понимал в изысканиях гуманистов, именно его теологические взгляды оказали ключевое влияние на дальнейшее развитие христианства. Возможно, именно незамысловатость, но в то же время чёткость идей Лютера сделали его столь популярным. К тому же, в отличие от других учёных мужей, Лютер изъяснялся не на недоступной крестьянству латыни, а на немецком языке. Германский люд нашёл что-то близкое для себя в простых речах виттенбергского монаха. Начиная бороться исключительно с торговлей индульгенциями, Мартин Лютер, в итоге, выступил против ханжества религиозных структур, главенства Папы и всей церковной иерархии.

Смелые высказывания Лютера на Вормском сейме (1521) заинтересовали дворянскую оппозицию – Франциска фон Зикингена и Ульриха фон Гуттена. Низшее дворянство было недовольно привилегированным положением родовой аристократии, тяготевшей к римской церкви. Они рассчитывали, что поддержка Лютера привлечёт в их ряды крестьянство. Но Лютер, не доверявший дворянам и рыцарям, не стал сотрудничать с Зикингеном и Гуттеном, что привело к поражению их движения.

Но оппозиционный дух никуда не исчез, постепенно он овладевал крестьянством, также готовым выступить за свои права. В Южной Германии брожение было намного сильнее, чем в Северной, где сильные и гордые общинники изначально сумели защитить часть своих свобод. Крестьяне обращались к Лютеру, считая его своим защитником и вдохновителем. Но проповедник, крайне радикально относившийся к необходимости реформировать церковь, был довольно консервативен в своих политических взглядах. Сторонник учения Августина о предопределённости, он отвечал своим последователям, что к крепостному состоянию надо относиться, как к данному свыше. К тому же простолюдин без жёсткой руки быстро начнёт своевольничать и впадёт в грех. Такая программа не могла удовлетворить крестьянство и очень скоро из их среды стали выходить новые радикальные проповедники, несшие в народ куда более привлекательные идеи.

На историческую сцену вышел фанатик Томас Мюнцер, сопереживавший страданиям простого люда. Его пламенные речи привлекли даже некоторых дворян, также готовых обнажить меч за дело крестьян, например, рыцаря Флориана Гейера. Ситуация особенно осложнилась из-за малоурожайного 1524 года, окончательно разорившего очень многих крестьян. Весной 1525 года в Верхней Швабии возник манифест из 12 статей. Он в довольно умеренных формулировках излагал жалобы, чаяния и просьбы крестьянства:

  • религиозные требования заключались в создании для общин возможности самостоятельно менять священников, чтении Евангелия на понятном языке, без поздних добавлений, а также в ограничении размеров церковной «десятины»;
  • социальные требования предполагали отмену крепостного состояния;
  • больше всего места в манифесте было отведено под экономические требования: сюда входили и просьбы ограничить оброк и барщину, и отменить посмертный налог, и вернуть крестьянам право свободно пользоваться лугами и пастбищами, а также ловить рыбу и добывать дичь.

Хотя тон этого манифеста был весьма спокойным, документ привёл в бешенство аристократию, духовенство и даже Мартина Лютера. Между тем, настроения в крестьянской среде становились всё более радикальными. Осенью 1524 года восстание вспыхнуло в графстве Штюлинген, весной 1525 – в Восточной Франконии, Вюртемберге, Северной Швейцарии и Эльзасе, летом того же года – в Швейцарии, Саксонии, Австрии и Тироле. И если до этого крестьянские восстания конца XV — начала XVI века носили изолированный, локальный характер, то теперь германская знать оказалась перед лицом всенародного бунта.

Расстановка сил

Швабский союз

Поскольку Карл V увяз в войне с Италией, разбираться с непокорными крестьянами он отправил своего брата – эрцгерцога Фердинанда Австрийского. Тот справился с подавлением восстания на территории Австрии, но дальнейшее его продвижение замедлилось. Герцог не имел никакого влияния на других германских князей, основавших в 1487 году Швабский союз для поддержания порядка на юго-западе Германии. В союз входили крупные феодалы и церковные иерархи. Штаб союза находился в Ульме, где проходили регулярные военные советы. Одним из наиболее успешных военных руководителей Швабского союза был Георг Трухзесс фон Вальдбург, получивший прозвище «Мучитель Крестьян». По мере того, как Крестьянская война распространялась с юга на север, к союзу присоединялись всё новые и новые феодалы. Основной ударной силой Швабского союза были ренфаны – небольшие отряды легковооружённой конницы — и пехота – ландскнехты. Однако для большинство наёмников и бедных рыцарей было выгоднее наниматься в армии, воюющие в Италии. Союз столкнулся с нехваткой воинов. В результате, могущественным сеньорам приходилось тянуть время, ожидая возвращения рыцарей из-за Альп. В общей сложности под знамёна Швабского союза встали 8500 воинов.

Крестьянская армия

Социальный состав повстанческой армии был весьма пёстрым. Сюда входили не только крестьяне, но и горожане, ремесленники, безземельные рыцари, мелкие купцы и наёмники. Отряды обычно состояли из жителей одной деревни или области. Из профессиональной армии были позаимствованы система званий и штандарты. Основной проблемой повстанцев было отсутствие опытных полководцев (рыцари обычно участвовали в восстании только эпизодически) и оружия (в Германии существовал запрет на ношение крестьянами оружия, поэтому основным оружием повстанцев были рогатина и длинный нож). Дисциплина поддерживалась, прежде всего, харизмой духовного лидера. Большой проблемой в крестьянской армии были постоянные ротации. Каждый крестьянин воевал не более 2-4 недель подряд, а затем возвращался к своему хозяйству, уступая место односельчанам. Общего координационного центра не было, как и системы снабжения, поэтому со стороны крестьян военные действия носили спонтанный характер. В общей сложности, в событиях 1524-1525 года поучаствовали свыше 300 тысяч человек.

Ход событий

Большинство авторов сходятся на том, что началом крестьянской войны в Германии следует считать именно события осени 1524 года в Штюлингене, где под руководством ландскнехта Ганса Мюллера фон Бульгенбаха образовали армию 1200 крестьян. Они попытались вступить в переговоры с местным герцогом и после провала переговоров на две недели осадили его замок. Хотя восставшие в Штюлингене не смогли взять замок, их действия спровоцировали беспорядки в соседнем округе Хегау. Требования восставших были переданы самому императору. В декабре армия фон Бульгенбаха была разбита силами Швабского союза при Донауэшингене.

Верхняя Швабия

В это самое время Карлу V удалось одержать победу под Павией. Поэтому часть немецких рыцарей смогли высвободиться и двинуться через Альпы для подавления мятежей. Однако у Швабского союза заканчивались деньги, поэтому реакционным силам не удалось нанять много рыцарей. Они всеми силами тянули время, давая крестьянам пустые обещания. Крестьяне воспользовались заминкой и создали в Верхней Швабии сразу три армии. Наиболее многочисленной, радикальной и успешной из них была Балтрингенская армия под руководством Ульриха Шмида. Именно против неё и был направлен первый удар фон Вальдбурга.

4 апреля 1525 года состоялась битва у Лепхейма — первое серьёзное сражение крестьянской войны, которую армия Шмида проиграла, несмотря на численный перевес и наличие пушек. Однако после ещё нескольких побед дальнейшее продвижение правительственных войск всё же приостановилось: в стане крестьян было много опытных ландскнехтов, а у Швабского союза снова заканчивались деньги, и рыцари, лишённые жалования, грозились перейти на сторону восставших. В этой обстановке крестьянам удалось взять Фрайбург. Боевые действия в Верхней Швабии продолжались вплоть до лета, когда повстанческие армии были окончательно разгромлены.

Франкония

Из Верхней Швабии пламя мятежа перекинулось во Франконию. Местные крестьяне составили Оксенфуртский кодекс, обязывавший знать передавать восставшим оружие и артиллерию в обмен на неприкосновенность имущества. Наиболее успешной операцией франконских крестьян стал штурм Вейнсберга – замка, принадлежавшего герцогу Людовику фон Хельфенштейну, зятю покойного императора Максимилиана I. Штурм был внезапным, к тому же в самой резиденции герцога нашлись люди, сочувствовавшие восстанию, и в начале апреля 1525 года Вейнсберг пал. Герцог и его свита были казнены. К концу мая войска Швабского союза вступили во Франконию и наголову разбили крестьян при Кёнигсхофене и Вюрцбурге. А вот при штурме Ингольштадта фон Вальдберг, напротив, понёс большие потери и не смог достичь своих стратегических целей: повстанцы, упорно оборонявшие этот замок, смогли уйти от преследователей.

В конце июня ожесточённый бой разгорелся на реке Лейбас. Однако фон Вальдбургу удалось подкупить ландскнехтов, командовавших крестьянами, и переломить ход сражения.

Вюртемберг

На призывы о помощи крестьян Верхней Швабии и Хегау откликнулись и жители Вюртемберга, создавшие тут три армии. Фон Вальдбург, чьи руки в Верхней Швабии были развязаны, немедленно выдвинулся на подавление мятежа в Вюртемберге. Крестьянам удалось взять штурмом Херренберг, но очень скоро их отряды были разбиты при Бёблингене ударами мощной конницы Швабского союза. После сражения фон Вальдбург особенно жестоко расправился с пленными, поскольку среди них были организаторы казни герцога Хельфенштейна.

Эльзас

К концу апреля 1525 было сформировано пять крестьянских отрядов в Эльзасе и Зундгау. Одним из них была самая многочисленная (18 000 человек) и дисциплинированная армия крестьянской войны – армия Нижнего Эльзаса под руководством Эразма Гербера. 15 мая в битве при Цаберне армия Нижнего Эльзаса разбила герцога Антона Лотарингского. Однако на следующий день тот сумел запереть часть повстанцев в деревне Лупштейн и по очереди уничтожить две оторванные друг от друга группы, несмотря на ожесточённое сопротивление крестьян.

Тюрингия

В Тюрингии действовали две армии: из Альштедта, возглавляемая Генрихом Пфайффером, и из Мюльхаузена, во главе которой стоял сам Томас Мюнцер. Тюрингские крестьяне были наиболее радикальны и революционны в своих взглядах. В феврале 1525 года Мюнцер устроил переворот в Мюльхаузене, превратив его в теократическую республику. Он проповедовал отказ от роскоши, призывал бороться с церковной и светской властью и утверждал, что апокалипсис близок. На знамени Мюнцера была изображена радуга.

Против тюрингских крестьян выступил ландграф Филипп фон Гессе, препятствовавший соединению двух армий. Его основной целью был Мюльхаузен, но пока ландграф собирал войска и договаривался с другими представителями знати, Мюнцер успел сбежать из Мюльхаузена во Франкенхаузен. Именно там утром 14 мая и начался бой между сторонниками Мюнцера и правительственными войсками. Фон Гессе требовал от крестьян сдачи своих вожаков. Под напором его армии повстанцы начали думать о сдаче, в этот момент в небе появилась радуга – символ Мюнцера. Пока крестьяне славили бога и готовились к новой атаке, фон Гессе повёл свои войска в бой и разбил повстанцев. Было перебито около 5 000 человек, позже в плен попали Мюнцер и Пфайффер, которых ожидала казнь.

Несколько одновременных крупных побед правительственных войск в разных регионах страны переломили ход Крестьянской войны, вскоре мятежники были окончательно разбиты. Последние сражения приходятся на зиму 1525-1526 годов, в них Швабский союз сумел разбить войска Михаэля Гайсмара в Австрийских Альпах.

Итоги

Несмотря на отчаянное сопротивление крестьян, отсутствие военного опыта и единого координационного центра, предательства ландскнехтов и наёмников и недостаток оружия привели к поражению. Крестьянским общинам пришлось возвращаться под власть своих сеньоров. Итогами Крестьянской войны стали:

  • усиление крепостного гнёта, лишь на некоторых землях крестьянам удалось добиться послаблений (например, было расширено представительство крестьянских общин в ландтагах);
  • огромные штрафы и контрибуции;
  • упадок народных сил, пессимизм, нежелание начинать борьбу снова;
  • укрепление связи между реформационными проповедниками и светской властью (радикалы вроде Мюнцера погибли или находились в изгнании, а умеренные проповедники, каким, например, был Лютер, напротив, поддерживали действия феодалов);
  • усиление католицизма, там, где лютеранство ещё не пустило свои корни;
  • усиление власти князей и упадок авторитета императора;
  • экспансия Османской империи, воспользовавшейся упадком Германии, в Европу.

Категории: История