Фридрих Энгельс

В, наверное, самом знаменитом философском тандеме Карла Маркса и Фридриха Энгельса, для многих Энгельс и несколько заслонен глобальной и масштабной фигурой Маркса. Да и сам Энгельс считал себя «второй скрипкой» рядом с таким мыслителем как его друг и соавтор. Однако это не совсем верно. Энгельс обладал быстрым и живым умом, его работы, в отличие от более сухих и академических, хотя, одновременно, и более фундаментальных Маркса, полны афоризмов, написаны с яркими примерами и лучше подходят мало подготовленного читателя.

С 1850-х годов наметилось разделение: Маркс в общих работах отвечал за блоки, посвящённые политике и политэкономии, а Энгельс – военному делу, биологии, коммерческим вопросам и философии. Именно благодаря Энгельсу, многие работы Маркса, не законченные из-за смерти автора, вообще увидели свет. Так, Энгельс занимался редактурой, систематизацией разрозненных черновиков и публикацией знаменитого «Капитала».

Ранние годы

Фридрих Энгельс появился на свет в немецком городе Бармен 28 ноября 1820 года. Его отец был владельцем текстильной фабрики и всегда желал, чтобы сын вырос набожным человеком и стал успешным коммерсантом. Фридрих Энгельс обучался сначала в городской школе, затем – в гимназии, но, по настоянию отца, в 17 лет прервал классическое образование, чтобы учиться торговому делу в Бремене. Параллельно с работой в коммерческой компании, Энгельс в 1839 году устроился корреспондентом в газету «Германский телеграф» — достаточно радикальное оппозиционное издание. Причём, первые опусы Энгельса были не только статьями революционного демократа, но и поэзией.

В 1841 году Фридрих Энгельс уехал в Берлин, чтобы пройти военную службу. Здесь он продолжил своё образование, посещая лекции в Берлинском университете, и сошёлся с младогегельянцами, к числу которых принадлежали Л. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Б. Бауэр и др., а на протяжении какого-то времени и Карл Маркс. Члены младогегельянского кружка переосмысливали философию Гегеля, находя в ней атеистические и революционные идеи.

Наконец, в 1842 году Энгельс был готов к тому, чтобы приступить к работе на отцовской фабрике. Компания «Эрмен и Энгельс» находилась в британском городе Манчестер – на тот момент именно Англия была лидером в производстве текстиля. Энгельс получил пост помощника управляющего. В его обязанности входили: деловая переписка, закупка сырья, контроль над складом и обслуживанием станков. Условия труда и жизни рабочих в те годы были почти невыносимыми, о чём сам Энгельс позже подробно напишет в своём труде «Положение рабочего класса в Англии» (1845). Парадоксально, но до 1870 года один из главных проводников идеи объединения пролетариата и борьбы трудящихся за власть будет оставаться успешным фабрикантом. При этом информации о попытках Энгельса улучшить жизнь своих работников у биографов нет. В письмах к друзьям Энгельс писал, что работа на фабрике тяготит его. Действительно, в конечном итоге, он продал свою долю в компании, что позволило ему жить на широкую ногу.

На фабрике Энгельс познакомился с работницами-ирландками сёстрами Мэри и Лидией Бёрнс. Обе девушки стали содержанками Энгельса, который считал традиционную семью пережитком прошлого и бесполезным рудиментом. Считается, что именно Мэри Бёрнс помогала Фридриху Энгельсу в написании «Положения рабочего класса в Англии». Вместе с ней он смог беспрепятственно общаться с рабочими и спокойно ходить по тем манчестерским трущобам, где богатому иностранцу было опасно появляться. В 1868 году за день до смерти Мэри Энгельс женился на ней. Судьбу Мэри повторила и Лидия, которая умерла через 5 лет, также став миссис Энгельс за сутки до кончины. Детей Фридрих Энгельс не имел. Видимо, поэтому он питал особое отношение к семье своего знаменитого компаньона – Карла Маркса. Марксы жили на деньги Энгельса, после смерти Карла Энгельс продолжал содержать его жену и детей. Более того, Энгельс назвал своим незаконнорожденного сына Маркса, прижитого им от служанки, устроил мальчика в приёмную семью и выплачивал алименты его новым родителям.

Начало совместной работы с Карлом Марксом

В 1844 году вышла статья Фридриха Энгельса «Наброски к критике политической экономии». Статью прочитал Карл Маркс, в те годы проживавший в Париже. Молодые люди уже были знакомы, но ранее Маркс, покинувший кружок младогегельянцев, не хотел иметь дело с ещё одним сторонником этого движения и отнёсся к Энгельсу холодно. На этот раз они смогли наладить общение и почти сразу стали друзьями. Свои дружеские отношения они сохраняли вплоть до кончины Маркса в 1883 году. Считается, что именно Энгельс, всегда считавшийся вторым в их паре и сам не претендовавший на первенство, подал Марксу идею обратить внимание на рабочий класс, как на перспективную политическую силу.

Менее чем через год появилась первая работа знаменитого тандема – «Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании». Как легко можно догадаться, статья была направлена против младогегельянцев. Те же идеи, но уже более подробно были изложены в первой фундаментальной двухтомной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1846), опубликованной, впрочем, только после смерти авторов. В середине 1840-х годов Энгельс проводит много времени не в Англии, а во Франции и Бельгии, где жили Маркс с женой. Помимо совместных работ с Марксом, он пишет собственные статьи для нескольких леворадикальных газет.

В 1847 году друзья вступили в «Союз справедливых» — политическую организацию немецких эмигрантов, созданную в Париже. По сути, это был фундамент, на котором выросли будущие европейские коммунистические и социалистические партии. По предложению Маркса и Энгельса, организация была переименована в «Союз коммунистов». Само слово «коммунизм» пришло из французского языка. Во Франции 1830-х годов этот термин использовал в почти современном смысле: им обозначали идеи, которых придерживались левые радикалы, пропагандировавшие жизнь в коммунах с общей собственностью и совместным трудом. По поручению «Союза» Фридрих Энгельс написал свой «Проект Коммунистического символа веры», легшего в основу «Манифеста коммунистической партии».

Участие в Мартовской революции

1848-1849 годы стали напряжёнными для всей Европы. В это время по континенту прокатилась волна  буржуазно-демократических и национальных восстаний. Для Германии национальный вопрос стоял крайне остро: государство всё ещё не было единым. Кроме того, население требовало расширения своих прав и свобод, отмены цензуры и созыва общегерманского парламента. Хотя Фридрих – Вильгельм IV Прусский, в целом, шёл на уступки и парламент начал свою работу, по всей стране шли волнения, нередки были стычки правительственных войск и мятежниками. В оппозиции также не было единства ни по региональному, ни по идеологическому признаку.  Большая часть оппозиции была либеральной и желала преобразований во вполне буржуазно-демократическом духе. Энгельс не был сторонником этих идей, но считал, что борьба буржуазии с пережитками феодализма вполне может перерасти в пролетарскую революцию, поэтому вступил в Народную армию Бадена и Пфальца, боровшуюся с прусской монархией. В отличие от Маркса, так и не побывавшего на баррикадах, Энгельс участвовал в настоящей гражданской войне, развернувшейся на юге Германии. При этом он не только ходил в разведку, что уже считалось опасным, но и воевал в авангарде.

В итоге, правительственные войска одержали верх, но боевой опыт, безусловно, принёс Фридриху Энгельсу большой авторитет в социалистической среде. После поражения революции Маркс и Энгельс, спасаясь от преследований прусского правительства, переехали в Лондон.

Британский период

После возвращения в Англию начался наиболее плодотворный в литературном плане период жизни Энгельса. В созданных в этот период работах Фридрих Энгельс предстаёт перед читателем как зрелый философ, знаток естественных наук, политики, социологии, экономики и первобытной истории. Он пишет множество статей для газеты New York Daily Tribune. Они посвящены методикам революционной борьбы, анализу немецкой революции, важнейшим мировым событиям той эпохи и др. В это же время из-под пера Энгельса вышли такие значимые работы как:

  • «Крестьянская война в Германии» (1850), в которых были сопоставлены события середины XVI века, когда немецкие крестьяне боролись с феодальным гнётом, и революция 1848-1849 годов;
  • «Диалектика природы» (1873) – незаконченный труд, в котором был диалектический взгляд на естественное развитие живого мира;
  • «Переворот в науке, произведённый Дж. Дюрингом» (1878) – объединённые под общей обложкой статьи, в которых критиковался идеализм;
  • «Развитие социализма от утопии к науке» (1880), в которой обоснована необходимость перехода от утопического социализма к социализму научному;
  • «О происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884), в которой Энгельс отразил свою знаменитую трудовую теорию антропосоциогенеза в народе известную в виде формулы «труд сделал из обезьяны человека»;
  • «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886), работа, в которой Энгельс объявил об окончании эпохи идеализма, предварявшей переход к материалистической философии.

После смерти Маркса Энгельс продолжал плодотворную работу не только над собственными книгами, но и над неоконченными рукописями друга. Философ умер 5 августа 1895 года от онкологии. По его завещанию, тело было кремировано, а урна с прахом опущена в море.

Основные идеи

Считается, что работы Маркса, хотя и были более глубоко и фундаментально проработанными, касались всё же более узких вопросов. Маркс создал философию марксизма, а Энгельс стремился создать новую философскую парадигму на базе диалектики (знаменитый материалистический диалектизм, как его назвал Плеханов), одновременно, впрочем, и, объявляя о «смерти философии», ведь её основные гипотезы и разработки постепенно вошли в отдельные науки.

Идеи Фридриха Энгельса выросли на трёх основных столпах:

  • конечно же, на немецкой философии и, в первую очередь, на работах Гегеля;
  • на английской политэкономии А. Смита, Д. Рикардо и прочих;
  • на французских социалистических учениях А. Сен-Симона, Ш. Фурье и других.

В диалектическом материализме материя находится в постоянном движении. Энгельс выделял пять типов такого движения: механический, физический, химический, биологический и социальный. При этом движение порождает постоянное развитие, будь то эволюция или революция.

По Энгельсу, основной вопрос философии – это отношения мышления и бытия. Сам философ отвечал на этот вопрос по-своему. Мышление он определял, как способность человека отражать в сознании объекты окружающего мира. У развития мышления есть как биологические предпосылки: устройство человеческого мозга, так и социальные – сложноорганизованная деятельность, речь и иные высшие психические функции. Знакомясь с предметами, осмысляя их суть и взаимодействуя с ними, человек преобразовывает окружающий мир. Поэтому, по Энгельсу, мышление и деятельность – процессы, идущие рука об руку.

Само познание можно разделить на два уровня: чувственный, на котором человек получает информацию через органы чувств, и теоретический, на котором идёт рациональный анализ поступившей информации, строятся теории и делаются умозаключения.

Интересен и подход Энгельса к истории человечества, основанный, во многом, на учении американского антрополога Л. Моргана. История делилась на три этапа: эпоха дикости, эпоха варварства и эпоха цивилизации. Каждая из эпох также делилась на низшую, среднюю и высшую ступени. Производство же делится на две категории: производство материальных и духовных благ и воспроизводство самого человека. На базе удовлетворения этих двух потребностей возникли труд и семья. Именно необходимость трудиться и вести совместную деятельность привели к появлению речи и усложнению мышления.  Моногамный брак был порождён возникновением частной собственности: мужчине было важно передавать свою собственность только своим биологическим детям. Жена при этом выпадала из общественного производства, занимаясь только частным домашним хозяйством. С появлением общественной собственности и превращением хозяйственной деятельности и воспитания детей в общее дело моногамия, основанная на экономической выгоде, должна исчезнуть. Отношения между мужчиной и женщиной будут зависеть только от личной симпатии, а не от материального благополучия, которое может принести брак.

Государство, в представлении Энгельса, есть инструмент правящего класса, держащего эксплуатируемые массы в подчинении. Возникновение публичной власти, стоящей над населением – ненормальное явление. Государство же намеренно консервирует товарно-денежные отношения, усложняет производственные цепочки и несправедливо распределяет продукты труда.

Идеал государства – демократическая республика, где каждый сможет непосредственно выражать своё мнение, и где распределение продуктов труда между небольшими коммунами будет прозрачным и справедливым.

Категории: Биография