Наследие «Песни о Нибелунгах»
Трудно недооценить вклад в формирование немецкой самобытности, легендарной эпической «Песни о Нибелунгах». Ведь, если верить высказыванию великого Гёте, каждый народ мира должен хранить свой эпос. Так наследники древних эллинов чтят свою «Иллиаду» и «Одиссею», французы гордятся «Песней о Роланде», англосаксы берегут память о рыцарях круглого стола и о короле Артуре, россияне – воспитывают детей на подвигах былинных богатырей.
Сага о Нибелунгах неизменно ассоциируется со средневековой Германией. Записанная в период с 1180 по 1210 год, она является особо охраняемым изданием мирового документального наследия ЮНЕСКО. Сага является бесценным немецким средневековым героическим эпосом. Родившаяся из устного творчества и народных приданий, рукописная версия была найдена в 1755 году в австрийском дворце Хоэнемс во Форарльберге. Предположительно, написана рукопись была неизвестным поэтом при дворе епископа Пассау. После своего второго рождения, одна из рукописей книги стала в Германии самым востребованным произведением средневековой литературы. По преданию, «нибелунги» — мифический древний род гномов, владеющих несметными сокровищами на землях, лежащих вблизи Рейна. Предположительно речь идёт о древнегерманском племени бургундов, проживавшем на левом берегу Рейна, в немецком городке Вормсе. Жители присвоили эти сокровища, а вместе с этим к ним прикрепилось и название «нибелунги». Богатство бургундских правителей породило множество мифов и легенд, включая знаменитый немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах». К его преданию обращались в своем творчестве многие немецкие писатели, исследователи и ученые. Многие театральные режиссёры представляли на театральных помостах переосмысленные прочтения древнего предания.
Оставил древний эпос и заметный след в литературе, изобразительном искусстве, кино, театре и музыке. По мотивам легенды, в 1862 году немецкий писатель Фридрих Кристиан Хеббел создал свою знаменитую драматическую трилогию «Нибелунги». Гордость немецкого кинематографа Фриц Ланг снял дилогию на основе древнегерманской саги о Зигфриде. Первый фильм вышел в 1924 году под названием «Зигфрид», второй назывался «Месть Кримхильды». Нельзя обойти стороной и знаменитую оперу Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга».
«Песнь» в немецкой живописи
Живописные свидетельства значимости предания оставили и немецкий художник Корнелиус, и Юлиус Карольсфельд, и Иоганн Фюсли. Мотивы так занимали живописцев, что со временем переросли в целые живописные циклы. Последний так вдохновился литературным наследием, что создал целых 17 картин в начале 19 века. Живописец Корнелиус был увлечен идеей передачи не только характеров персонажей, но и сюжетной линии, согласно которой сокровища Нибелунгов были спрятаны на дне Рейна.
Работы Карольсфельда, жившего с 1794–1867, отсылающие нас к легенде, были написаны по заказу короля Баварии Людвига I. Художник должен был оформить росписями пять залов Мюнхенского дворца: три больших и два поменьше. Выбор сюжета был обусловлен необходимостью объединения германцев некой общей национальной идеей, которая должна была стать символом единства народа из разрозненных немецких княжеств. Эта роспись, одна из самых монументальных изображений предания, необыкновенно точно выражающая всё величие и трагизм древнего германского эпоса.
Долгое время «Песнь о Нибелунгах» воспринималась, не иначе как, свидетельство и подтверждении национального величия немецкого народа. Она служила идеологической подоплекой для воссоединения страны, разъединенной социальным неравенством и военными конфликтами. В наши дни, произведение, опирающееся на общечеловеческие ценности, не только не утрачивает своей актуальности, но и по-прежнему будоражит умы молодежи.