Как и в большинстве европейских культур средневековья, в Германии в середине 12 века возникла потребность в зарождении движения одиночного исполнения поэтических произведений под музыкальное сопровождение. Миннезингеры появились в Германии, вскоре после появления трубадуров во Франции. Концепция песен куртуазной любви, проникла в страну, либо непосредственно из Прованса, либо с севера Франции. Движение миннезингеров развивалось в основном на юге Германии, в районе Швабии и Баварии, а также в Австрии, в регионах к востоку от Страсбурга и Базеля, вплоть до Вены. Наиболее яркое наследие миннезингерства сохранилось во Фрайбурге на западе, в Вене на востоке, и в нескольких других городах Тюрингии. Сходство миннезингеров с трубадурами и труверами, как правило, проявлялось только в общей концепции исполнения поэзии под музыку. Версия о подражании, однако, не находит прямого подтверждения. Вероятнее всего появление трубадурства и миннезингерства обусловлено потребностью времени в духовности. Расцвет миннезингерства пришелся на времена правления династии германских королей Гогенштауфенов, а именно при Фридрихе II. В 1207 году в знаменитой крепости Вартбург был проведен конкурс миннезанга, под патронажем ландграфа Тюрингии Германа II.
Кто становился миннезингером
Рассвет миннезингерства пришелся на эпоху правления Дома Гогенштауфена, в период славных крестовых походов. В те времена, были построены Страсбургский и Кельнский соборы.
Само название миннезингер в буквальном переводе с немецкого языка означает «певец любви». Появлению термина история обязана немецкому средневековому поэту, дворянину из Швабии и участнику крестовых походов Гартману фон Ауэну. Он был непревзойдённым мастером куртуазной любовной лирики и песен крестоносцев.
Излюбленными темами германского миннезанга являлись темы воспевания высокой любви, служения женщине и всевозможные переживания лирического героя. Большой акцент делался и на красоту природы, религиозные чувства и преклонение Богородице. Идейными вдохновителями и наиболее успешными певцами были рыцари, но они не принадлежали к высшей знати. Им, как никому другому, хорошо удавалось осваивать душещипательные ритмы и рифмы. Одной из самых популярных тем являлась неравная любовь между рыцарем и дамой высшего социального класса. Рыцарская любовь, при таком раскладе, казалась несчастной и именно такой сюжет, привлекал своей лиричностью и романтизмом. Искусство миннезингеров способствовало развитию особого направления музыки, востребованной среди дворянства, равно как и повлиявшей на развитие светской и духовной музыки. Есть предположение, что протестантские хоралы были написаны под влиянием именно миннезанга.
Разновидности миннезанга
Миннезинг подразделялся на несколько основных направлений:
- Minnelied – песнь о возвышенной любви;
- Tagelied – предрассветная песнь о расставании;
- Frauenliet – женская песнь;
- Leich – сложно структурированные многострофные плясовые песни;
- Spruch – поучительная песнь с фольклорными корнями;
- Kreuzliet – песнь о крестовом походе.
От миннезингеров к мейстерзингерам
Мейстерзингеры, или «мастера пения», пришли на смену миннезингерам. Как правило это были представители класса немецких бюргеров, часто скромного ремесленного происхождения. Расцвет их поэзии, пришедшей на смену рыцарскому миннезингерству, приходится на начало 14 века. Мейстерзингеры объединялись в общества, созданные по принципу гильдий. Стать членом такого объединения было возможным только после инициации. Члены гильдий были разделены на классы, в зависимости от уровня мастерства: от учеников до признанных мастеров. Каждое объединение имело свой знак отличия, особые правила и традиции. Были созданы и свои певческие школы. Проводились всевозможные соревнования и испытания мастерства. Влияние течения мейстерзингеров было значительным и затрагивало не только всю Германию, но и соседние страны. К концу 15-гог века, некоторые мелодии были приняты на вооружения композиторами и музыкантами и стали основами религиозных песен периода Реформации.
Наследие миннезингеров
Есть мнение, что некоторые выдающиеся миннезингеры, их эпос, придания о жизни и творчество, легли в основу либретто выдающейся оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге», основанной на сказании о немецком средневековом мастере миннезанга Тангейзере. Последняя опера композитора Вагнера «Парсифаль», предположительно, прочтение миннезанга «Парцифаль» знаменитого поэта немецкого средневековья Вольфрама фон Эшенбаха. Творчество миннезингеров дошло до нашего времени в средневековых рукописях, таких как Большая Гейдельбергская рукопись с поэзией более сотни средневековых авторов. В 1935 году, знаменитый немецкий композитор Карл Орф использовал в своей знаменитой «Кармине Буране», тексты 24 произведений из сборника миннезанга, найденного в средневековом монастыре Бойерне.